- Арбенин, Владимир Павлович ("Странный человек")
- Смотри также Творчество Лермонтова
— "Молодой человек" лет около двадцати; вид всегда мрачный; "не красавец, но так не похож на других людей, что самые недостатки его как редкость невольно нравятся". Арбенин — "странный человек", т. е. — по словам Белинского — "один день то, другой — другое; сам себе противоречит, не знает сам, чего он хочет". "А все, как заговорит и захочет тебя уверить в чем-нибудь — кончено, редкий устоит. Иногда слова не добьешься, сидит и молчит, не слышит и не видит, глаза остановятся, как будто в этот миг все его существование остановилось на одной мысли". Или вдруг, говорит Заруцкий, "вскочит, убежит, как будто бы потолок провалился над ним". Отец называет его характер — бесхарактерностью. По словам старой служанки, "ребенок он был — любопытный: что не увидит, все — зачем? да что? — а уж вспыльчивый был, словно порох. Раз вздумалось ему на пол тарелки да стаканы бросать: ну, так и рвется, плачет: брось на пол. Дала ему — бросил и успокоился", или же услышит грустную песню, "и у дитяти слезы по щекам так и катятся". — "Его сердце созрело раньше ума: имел он характер пылкий, душу беспокойную и какая-то глубокая печаль от самого детства его терзала. Он узнал дурную сторону света, когда еще не мог остеречься от его нападений, ни равнодушно переносить их. Его насмешки не дышали веселостью, в них видна была горькая досада против всего человечества. Обида малейшая приводила его в бешенство, особливо когда трогали его самолюбие". По собственным словам, душа его "с детских лет чудесного искала, он любил все обольщенья света — но не свет", в котором он "лишь мгновениями жил", и "те мгновенья были мук полны". — И "он населял таинственные сны этими мгновениями". — Товарищи его любили, в обществе А. "любезен" и, "хотя иногда слишком резкие истины говорит в глаза, ему все-таки прощают, потому что он их умно говорит". "Ум у А. язвительный и вместе с тем глубокий, желания, не знающие никаких преград". "Как часто силой мысли в краткий час он жил века, и жизнию иной, и о земле позабывал. Не раз, встревоженный печальною мечтою, плакал. Но создания, предметы мнимой злобы иль любви, не походили на существ земных; все было ад иль небо в них". — Излишняя чувствительность сделала его "воображение печальным". "Сочиняет, и довольно хорошо", но "строит химеры в своем воображении и дает им черный цвет для большего романтизма". "Несчастия внешние проходят", — говорит А., но дает тысячу рублей Белинскому на покупку обездоленной помещицей деревни. Слушая повесть мужика об истязательстве крестьян, приходит в бешенство. "Я бы раздавил ногами каждый сустав этого крокодила, этой женщины. Один рассказ меня приводит в бешенство". — "О, мое отечество! мое отечество!" — восклицает Арбенин и, успокоившись, находит, что "есть люди более достойные сожаленья, чем этот мужик". Это те, кто, как сам Арбенин, носят "в себе причину своих страданий глубоко в сердце, в ком живет червь, пожирающий искры всякого удовольствия... тот, кто желает и не надеется... тот, кто в тягость всем даже любящим…" Он страдает мучениями покинутой отцом матери и "хочет вновь их соединить, перелить весь пламень юной любви в их предубежденные сердца". Любит Загорскую со всей пылкостью и страстностью своей натуры, "готов бросить вселенную к ее ногам, если бы он должен был выбрать вселенную или ее", и сам гибнет от безумной страсти.
Критика: Владимир воплощает самого автора, его устами поэт откровенно сознается в мучительном противоречии своей натуры. В. знает эгоизм и ничтожество людей — и все-таки не может покинуть их общество: "когда я один, то мне кажется, что никто меня не любит, никто не заботится обо мне, — и это так тяжело!" Еще важнее драма, как выражение общественных идей поэта. Мужик рассказывает Владимиру и его другу, Белинскому — противникам крепостного права, — о жестокостях помещицы и о других крестьянских невзгодах. Рассказ приводит Владимира в гнев, вырывает у него крик: "О мое отечество! мое отечество!", — а Белинского заставляет практически помочь мужикам. [И. Иванов. Лермонтов].
Словарь литературных типов. - Пг.: Издание редакции журнала «Всходы». Под редакцией Н. Д. Носкова. 1908-1914.